ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ - В.КАВЕРИН. "ДВА  КАПИТАНА"

В ТЕЧЕНИЕ НОЯБРЯ.

ЧИТАТЬ ШКОЛЬНУЮ ГАЗЕТУ "АЛЫЕ ПАРУСА"

ЕЕ СОДЕРЖАНИЕ  ВКЛЮЧАЕТСЯ В КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ.


СКАЧАТЬ УЧЕБНИК ЛИТЕРАТУРЫ МОЖНО ПО МНОГИМ ССЫЛКАМ, НАПРИМЕР:

http://www.otbet.ru/book/class-7/literatura/uchebnik-korovina-chast-1/

ВЫУЧИТЬ ТЕМУ 1

Глагол   Глагол — это самостоятельная знаменательная часть речи, обозначающая действие (читать), состояние (болеть),  и т.д.

Неопределенная форма глагола (инфинитив) отвечает на вопросы что делать? или что сделать? 

Переходность/ непереходность глагола   Переходность — способность глагола управлять объектом в В. п. без предлога (читать книги). При отрицании форма В. п. меняется на Р. п. (не читать книг); к переходным также относятся глаголы, присоединяющие Р. п., со  значение объекта и количества (выпить воды).

 К непереходным относятся остальные глаголы

Возвратными называются глаголы с суффиксом -ся: учиться, смеяться. (бояться, гордиться, лениться, надеяться, нравиться, смеяться, сомневаться и др.).

Вид как морфологический признак глагола

Глаголы СВ отвечают в инфинитиве на вопрос что сделать? (прочитать, похудеть).

 Глаголы НСВ отвечают в инфинитиве на вопрос что делать?

Два глагола, различающиеся только видовым значением (завершенность действия, достижение действием предела), составляют видовую пару: делать — сделать, читать — прочитать. 

Некоторые глаголы имеют супплетивные (образованные от другой основы) видовые пары: говорить — сказать.

 В русском языке есть двувидовые глаголы: значение вида они приобретают в контексте.

Непостоянные признаки:

Наклонение -отношение действия к реальности. 

Изъявительное наклонение выражает реальное действие в прошлом, настоящем или будущем. Глагол в изъявительном наклонении изменяется по временам (пишу - писал - буду писать). 

Повелительное наклонение (императив) выражает побуждение (просьба или приказ). Глагол в повелительном наклонении не изменяется по временам.

Условное (сослагательное)наклонение обозначает действие, возможное при определенных условиях. Условное наклонение образуется присоединением к совпадающей с прошедшим временем форме частицы бы: Если бы он пришел, мы пошли бы в кино.

Время обозначает  отношение  действия к моменту речи о нем.

В русском языке представлены три времени: прошедшее, настоящее и будущее.

При образовании форм прошедшего времени используется суффикс - л- (видеть - виде-л).

Настоящее время есть только у НСВ. Оно формально выражается личными окончаниями глагола (нес-у, нес-ешь, нес-ет, нес-ем, нес-ете, нес-ут).

Будущее время обозначает действие, которое будет иметь место после момента речи о нем (Я вечером пойду в кино / Вчера утром я думал, что вечером пойду в кино, но не смог).

Будущее время есть и у глаголов НСВ, и у глаголов СВ. У глаголов НСВ представлена составная форма будущего времени: спрягаемая форма глагола быть + инфинитив (буду читать), у глаголов СВ будущее время выражается личными окончаниями (прочита-ю). 

Лицо как морфологический признак глагола. Безличные глаголы

Форма 1 лица указывает, что совершает действия  говорящий: иду, идем.

Форма 2 лица указывает, что производит действия  слушающий / слушающие: идешь, идете, иди, идите.

Форма 3 лица указывает, что действие осуществляет лицо, не участвующее в диалоге: идет, идут, пусть идет / идут.

С точки зрения отношения к морфологической категории лица глаголы можно разделить на личные и безличные.Безличные глаголы обозначают действие, у которых нет производителя (Смеркается), или действие, которое мыслится как происходящее помимо субъекта (Мне нездоровится). Это состояния природы (Вечереет), человека (Меня знобит)

Спряжение  это изменение глагола по лицам и числам.

Глаголы I спряжения имеют окончания -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут (-ют).

Глаголы II спряжения имеют окончания -ишь, -ит, -им, -ите, -ат (-ят).

Если окончания безударные, то спряжение определяется по тому, какой вид имеет инфинитив глагола: к II спряжению относятся все глаголы на -ить, кроме брить, стелить, зиждиться, а также 11 исключений: 7 глаголов на -еть (смотреть, видеть, терпеть, вертеть, зависеть, ненавидеть, обидеть) и 4 глагола на -ать (слышать, дышать, гнать, держать). Остальные глаголы относятся к I спряжению.

Род. Число. Взаимосвязь глагольных категорий 

Род есть у глагола единственного числа прошедшего времени изъявительного наклонения, у формы единственного числа условного наклонения, у причастной формы.

Число — морфологическая характеристика, присущая всем глагольным формам. Число глагола служит для согласования глагольных форм с существительным или местоимениями.

Морфологический разбор глагола

I. Часть речи. Общее значение. Начальная форма (инфинитив).

II. Морфологические признаки.

Постоянные признаки: а) вид; б) переходность; в) возвратность; г) спряжение.

Непостоянные признаки: а) наклонение (изъявительное, повелительное, сослагательное); б) время (если есть); в) число; г) лицо (если есть); д) род (если есть).

III. Синтаксическая роль.

ГОТОВИМСЯ К УРОКУ ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ:


ПРОЧИТАЙТЕ, ПЕРЕСКАЖИТЕ, ЗАПОМНИТЕ.

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА ДОСТОВЕРНА, ИСТОРИЧНА, ПРАВДИВА



«Мы все реже задумываемся о чести, честности, человеческой порядочности… Очевидно, этим словам нужно вернуть их подлинный смысл», - как – то сказал поэт Булат Окуджава.

Каверин В.А.(настоящая фамилия Зильбер) родился 6 апреля 1902 года в Пскове в семье военного музыканта. Окончил Псковскую гимназию. Приехав в Москву, поступил в Московский университет на историко – филологический факультет. Однако по совету друга Юрия Тынянова переезжает в Петроград и продолжает учебу на философском факультете университета, одновременно обучаясь на арабском отделении Института живых восточных языков. Одно время увлекался сочинением стихов, но после отрицательных отзывов поэтов оставил это дело. Был период, когда он пытался создавать пьесы, но, как признавался сам писатель, с ремеслом драматурга он был не в ладах. С начала 1930 – х годов приступает к написанию романов. Большую популярность Каверину принесли романы «Исполнение желаний», «Два капитана», «Открытая книга».  Во время Великой Отечественной войны Каверин работал корреспондентом газеты «Известия». В 1944 году был опубликован самый известный роман писателя - «Два капитана», в том же году он был удостоен Государственной премии.  В поздние годы Каверин жил, в основном, в писательском поселке Переделкино под Москвой, писал свои произведения, выступал в защиту культурных свобод и гонимых художников. Умер Каверин в 1989 году, похоронен на Ваганьковском кладбище.

Перед вами слова одного из путешественников, покорителя снегов, льдов Арктики датчанина Ф.Нансена: «Много заманчивого, нераскрытого, таинственного хранят северные широты». Всегда они влекли к себе людей ищущих, решительных, отважных, о ком и говорит Ф.Нансен. Много имен мы не знаем и никогда не узнаем. В Арктике разворачивались драмы и трагедии. Здесь проявлялись разные черты человеческого характера: романтичность и героизм, величие человеческого духа и слабость, бескорыстие и тщеславие, смелость и трусость.

У Каверина в "Очерке работы" читаем, что дневник, приведенный в "Двух капитанах", полностью основан на дневнике штурмана Альбанова, одного из двух оставшихся в живых участников трагической экспедиции Брусилова. Что для своего "старшего капитана", Ивана Львовича Татаринова он воспользовался историей двух отважных завоевателей Арктики. У одного взял мужественный характер, чистоту помыслов, ясность цели - это Георгий Яковлевич Седов. У другого - фантастическую историю его путешествия: это Георгий Львович Брусилов. Внешний вид татариновской шхуны "Святая Мария", ее дрейф во льдах точно повторяют брусиловскую "Святую Анну". Оба они - и Визе, и Пинегин - были в 14-м году в числе тех участников экспедиции Седова, которые после его кончины возвращались на "Святом Фоке" в Архангельс. И, подойдя к мысу Флора Земли Франца-Иосифа (Новая Земля), обнаружили там двух оставшихся в живых участников брусиловской экспедиции на "Святой Анне". Штурман Альбанов и матрос Конрад после трех месяцев мучительных скитаний по плавучим льдам и островам архипелага были доставлены в Архангельск. Так и в жизни пересеклись пути участников двух известных полярных экспедиций, но уже после гибели их вдохновителей – Г..Я. Седова и Г.Л. Брусилова...

Старший лейтенант Георгий Яковлевич Седов, опытный моряк, возглавил первую русскую экспедицию к Северному полюсу. Созданная на народные деньги, она отплыла из Архангельска на судне «Святой Фока» и направилась к Земле Франца-Иосифа. Отсюда Седов предполагал на нартах добираться к полюсу

Лейтенант Георгий Львович Брусилов, снарядивший экспедицию в основном на собственные средства, намеревался пройти на шхуне «Святая Анна» Северным морским путем до Берингова пролива, решая по ходу движения научные и промысловые задачи. В сентябре он прошел Югорский Шар, и больше от него сообщений не поступало.

Руководитель третьей экспедиции — геолог Владимир Александрович Русанов на небольшой моторной шхуне «Геркулес» вышел на Шпицберген, где должен был исследовать угольные залежи, а затем идти к востоку для продолжения океанографических и геологических исследований. О нем также ничего не известно. Уступая требованиям встревоженной общественности, русское правительство в январе 1914 года решает направить на поиски две хорошо снаряженные спасательные экспедиции. Выполнение этой задачи поручается Главному гидрографическому управлению морского министерства России.

Летом 1914 года Гидрографическая экспедиция под руководством капитана 2-го ранга Бориса Вилькицкого, поддерживая связь с министерством через сеть русских дальневосточных радиостанций, отправилась в далекое плавание, чтобы впервые в истории пройти по Северному морскому пути с востока на запад. С выходом экспедиции на просторы Северного Ледовитого океана радиосвязь с кораблями прервалась, и установить ее больше не удалось. Таким образом, к концу 1914 года ни от «Эклипса», ни от «Таймыра» с «Вайгачом» не было никаких сообщений... Долгожданная радиограмма от «Эклипса» пришла в Петроград после Нового года — 7(20) января 1915 г. «Эклипс» передал свои координаты и сообщил, что экспедиция Вилькицкого находится в тяжелом состоянии: корабли имеют повреждения корпуса, кончается уголь, появились больные, а с началом весны есть опасность быть раздавленными льдами.  

  Некоторое время поиски экспедиции Брусилова в этом районе продолжались, но были безуспешны. В конце августа Коган дает в Главное гидрографическое управление радиограмму, что впереди — сплошной лед, дальнейшие поиски он считает невозможными. Это была шестнадцатая радиограмма. В сентябре 1915 года «Герта» прибыла в Архангельск и стала на бочку неподалеку от «Эклипса», незадолго до этого закончившего свою спасательную эпопею. Шла 1 мировая война. Приближалась революция. Поиски пропавших экспедиций Брусилова и Русанова прекратились на долгие годы.

Прообразы героев произведения.
Сюжет книги основан на реальных событиях. История Сани Григорьева детально воспроизводит биографию Михаила Лобашева, профессора Ленинградского университета. В. Каверин познакомился с ним в середине 30-х годов, и эта встреча подтолкнула писателя к созданию книги. «Роман «Два капитана», — писал автор, — целиком возник из подлинной истории, рассказанной мне одним моим знакомым, впоследствии известным генетиком М. Е. Лобашевым».
"Даже столь необычайные подробности, как немота маленького Сани, не выдуманы мною", - признавался Каверин.

Клебанов Самуил Яковлевич  В одной из бесед с журналистами Вениамин Александрович Каверин подтвердил, что одним из прототипов Сани Григорьева послужил летчик-истребитель, старший лейтенант С. Я. Клебанов, погибший в 1943 году. А жизненный путь Самуила Яковлевича Клебанова теснейшим образом связан с северным краем: с 1935 года он работал в Нарьян-Маре, летал на тогдашнем "У-2", а в 1938 году стал старшим пилотом Архангельского аэропорта, который находился тогда в Кегострове. Учился же летному делу он в Ленинграде, вместе со Чкаловым (почти как Саня Григорьев в романе).


И вот что еще рассказал тогда Каверин: "В Архангельске во время войны была одна любопытная встреча. В порту Бакарица я увидел буксирный катер, который своим названием мне что-то напомнил, взволновал. Спрашиваю у молодого капитана пароходика: "Как долго ваш буксир называется "Лебедином"? - "А он всегда так назывался". - "Когда он был спущен на воду?" - "Давно, еще до революции. Название с тех пор не меняли". И тут оставалось только осознать, что я вижу перед собой тот самый катер, на котором явились к шхуне "Св. Фока" родные и друзья капитана Седова, чтобы проститься с ним перед его отплытием в Арктику и дальше, к полюсу..."
Столь памятный эпизод Каверин описал в "Двух капитанах" от лица Сани Григорьева.

Шел третий год войны. Военкор "Известий" Каверин, бывая в Полярном, Ваеньге, Мурманске, почти ежедневно писал статьи, очерки, корреспонденции, рассказы для своей газеты - и в то же время собирал материал, обдумывал и работал над новыми главами второго тома "Двух капитанов". В том же 43-м году погиб старший лейтенант Самуил Яковлевич Клебанов, талантливый летчик, умный, мужественный, целеустремленный человек (и красавец внешне).

Как потом не раз будет вспоминать Вениамин Александрович, именно Клебанов оказал ему неоценимую помощь в изучении особенностей летного дела в условиях Крайнего Севера. Позднее, когда писатель Лев Успенский познакомил с ним Каверина, Клебанов был уже шеф-пилотом Ленинградского гражданского флота. Ну, а с начала войны - летчик-истребитель, героически сражавшийся с врагом. В "Очерке работы" В. Каверина читаем, что дневник, приведенный в "Двух капитанах", полностью основан на дневнике штурмана Альбанова, одного из двух оставшихся в живых участников трагической экспедиции Брусилова.

Каверин знал, что Клебанов был не только первоклассным летчиком, но и автором интересных статей в специальных журналах, где с глубоким пониманием дела писал о том, как "улучшить и облегчить жизнь и дело полярного пилота в крайне трудных условиях". В "Двух капитанах" - "... Из "Гражданской авиации" тоже позвонили и спросили, куда послать номер с Саниной статьей о креплении самолета во время пурги..." ...Тогда, в январе 88-го, Вениамин Александрович с горечью вспоминал: "Клебанов погиб очень грустно и обидно: при аэрофотосъемке вражеского объекта, разбомбленного им накануне. Его нашли и похоронили партизаны". В народном музее авиации Севера собрано немало интересных материалов и документов о С.Я. Клебанове. Его родные, жившие в Белоруссии, передали в музей все награды летчика-героя, среди которых и орден Ленина. Его имя занесено на мемориальную доску в бывшем помещении Архангельского аэропорта в Кегострове..

Фисанович Израиль Ильич  Легко узнаются в "Двух капитанах" все те, с кем встречается Саня Григорьев. Адмирал, "приветствующий братьев, идущих на подвиг в пустыне арктической ночи", знаменитый подводник Ф., имя которого в целях военной секретности в 1943 году ни в коем случае нельзя было написать полностью... С ним вместе Саня Григорьев потопил четвертый транспорт противника. Мы легко разгадаем, кого "зашифровал" Каверин в этих строках - командующего флотом адмирала А. Г .Головко, командира подводной лодки М-172 И. И. Фисанович. "Малютка" знаменитого Ф." с помощью Сани Григорьева утопила четвертый транспорт противника, - рассказал В. А. Каверин в главе "За тех, кто море". "Знаменитый подводник Ф." - и об этом часто упоминал сам автор - реальное историческое лицо. Это командир подводной лодки "М-172" Герой Советского Союза Израиль Ильич Фисанович, с которым Каверин познакомился в Полярном. О встречах с Фисановичем Каверин рассказал подробнее в послевоенном очерке "И. И. Фисанович": "Однажды я услышал условные выстрелы, которыми подводная лодка сообщает о потоплении транспорта противника. ... Вернулся Герой Советского Союза капитан 3 ранга Израиль Ильич Фисанович. ... Подводник, возвращающийся из плавания, имеет право полного отдыха в течение суток. Но дело шло к вечеру и мне хотелось поскорее написать в "Известия" о новой победе... Он был занят тем, что писал историю своей подводной лодки. За этим занятием я его и застал. Навстречу мне поднялся человек среднего роста, наружности самой обыкновенной. Остановили внимание лишь красные, немного набухшие веки и внимательный, пристальный взгляд".

Командующий Северным флотом адмирал А.Г.Головко  и командир ПЛ Ф.Видяев

  Арсений Григорьевич Головко, хоть и не названным, не раз возникает на страницах "Двух капитанов". Вот в офицерской столовой по старой флотской традиции отмечают тремя жареными поросятами потопленный вражеский транспорт, сторожевик и эсминец, - командующий Северным флотом стоя произносит тост за командиров-победителей, за их экипажи. Адмирал молод, всего четырьмя годами старше героя книги Сани Григорьева, который помнит его еще по боям в Испании (испанская страница есть в биографии А. Г. Головко), - и по приездам в их летный полк. В свою очередь, командующий Северным флотом, увидев за столом Саню, что-то говорит соседу, командиру дивизиона, - и тот произносит тост за капитана Григорьева, который  умело навел на германский караван подводную лодку.
           Позже в "Очерке работы" Каверин назовет адмирала Головко одним из самых лучших флотоводцев страны.
           В "Двух капитанах" нет фамилий летчиков морской авиации - сослуживцев Сани Григорьева. Есть удивительно точное определение подвига героев заполярного неба - Бориса Сафонова, Ильи Катунина, Василия Адонкина, Петра Сгибнева, Сергея Курзенкова, Алесандра Коваленко и многих других героев-летчиков прошедшей войны: «Нигде не проявились с таким блеском качества русского летчика, как на Севере, где ко всем трудностям и опасностям полета и боя присоединяется плохая погода и где в течение полугода стоит полярная ночь. Один британский летчик при мне сказал: "Здесь летать могут только русские!»

Контакт

Телефон:

Адрес: